Интегральная (интегративная) психология

Трансперсональная психология фокусирует внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляет и научно обосновывает представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследования и практики трансперсональной психологии — творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек.

Интегральная (интегративная) психология — обобщение в широком понятийном и методологическом контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.

Различие в названиях интегрального — интегративного направления обусловлены даже не восприятием и отображением разных ракурсов единого созерцаемого, но различием манер и интенций созерцания, профессиональными предпочтениями называющего. Интегральный — обладающий единством, признающий целостность основополагающим принципом деятельности. Интегративный — синтезирующий, ведущий к целостности.

Мировоззренческим оком интегральной психологии является принцип единства, согласно которому и психика, и физический мир, и их совокупность — сложные, открытые, многоуровневые, самоорганизующиеся системы, — части, которые имеют смысл только в их отношении к целому.

Любая интегральная психотехника, в основе которой — принцип единства, является, или в ходе своего развития и усовершенствования с необходимостью становится интегративной. С другой стороны, эффективность интегративного метода или подхода определяется его интегральностью.

Интегральная (интегративная) психология — система опирающихся на принцип единства теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к целостности — единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.

Понимание структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов этой целостности, путей и способов ее достижения (индивидуации), умение успешно действовать в ее контексте — концептуальное ядро и необходимое условие работы интегрального психолога, вне зависимости от того, в какой области теории или практики он специализируется.

По сути дела, интегральная психология — методологическая основа построения и применения технологий работы с людьми (консультирование, тренинги, групповые дискуссии, дыхательные, арт-терапевтические, телесно-ориентированные техники).

Практические методы интегральной психологии и программ интегрального тренинга включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но дополнительных по сути своей, техник.

В фокусе принципов, подходов и техник интегральной психологии:

личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы, проблемы;
осуществление комплексного и всестороннего воздействия на человека (тело, сознание, бессознательная психика);
использование скрытого личностного ресурсного потенциала;
не только достижение целостности индивида, но и реорганизация его экзистенциального контекста, обеспечивающая полную и адекватную реализацию личности в социуме.
Применяя эти методы и техники, специалист по интегральной психологии не упускает из виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение — при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого интегративного процесса уникален. Интегральные психотехники не могут быть формализованы, растиражированы. Использование методов интегральной психологии — это, прежде всего, их творческая разработка — а, зачастую и вдохновенная импровизация — для каждого конкретного случая.

Интегральный тренинг

Интегральное знание или, иными словами, целостное мировоззрение – не совокупность сведений и навыков, не свод правил, но философская и психологическая интенция, имеющая практическое применение, стиль профессионального мышления, знание особого рода, образ жизни.

Получение этого интегрального знания, изменение образа жизни возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент:

опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция);
достижение внутриличностного единства (индивидуация, самопознание);
практика интегративной деятельности в социуме.
Требование к интегральным тренинговым программам, реализующим этот процесс, не могут не быть высокими. Эти программы должны быть программами «нового поколения» или нового уровня подготовки специалистов любых профессий, а также личностей, имеющих возможность или столкнувшихся с необходимостью приступить к поискам самих себя.

Краеугольный камень этих программ — комплексный, системный, целостный подход. Интегральные программы должны также сочетать высокий профессиональный уровень представления и легкость освоения материала.

Еще одно, немаловажное требование к интегральному тренингу — восхождение от обыденности к высшим ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание места этих ценностей и смыслов в экзистенциальном контексте.

Программы интегральных тренингов подготавливают и настраивают главный (может быть, единственный) инструмент успешной жизнедеятельности — личность, которая должна быть, во-первых, целостной, а во-вторых, способной не только справляться с венчурными, инновационными задачами, но и находить яркие, интересные, нетривиальные решения обыденных.

Без подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами будет малоэффективным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об «антиметодологии» как основе прогресса или высказывание великого Гераклита: «многознание уму не научает». В интегральных тренинговых программах даже освоение теоретической базы предусмотрено не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в форме самостоятельной творческой работы с материалом.

Специалист, прошедший интегральный тренинг и освоивший его материал способен не только взяться за сложные задачи организационной и производственной деятельности, но и предложить более высокий, даже по сравнению с системным — целостный — уровень их решения. Такой специалист, независимо от профессии и рода занятий — становится эксклюзивным, востребованным, высокооплачиваемым.