Мим-тренинг на развитие эмоционального мира ребенка

                  Разработка мим-тренинга
(для детей дошкольного возраста)

I. Тема: использование детьми мимики и пантомимики при выражении эмоций.

ЗАНЯТИЕ 1.
Познакомимся.

Цель: установление коммуникации в группе.
№1 «Ласковое имя».
Ведущий спрашивает имя каждого ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. При необходимости ведущий помогает.
№2. » Украсим дом».
Возьмем обруч и представим, что это наш дом. На столе лежат разные предметы, которыми вы можете украсить свой дом. Выберете самое лучшее и принесите в обруч. Ведущий поощряет детей, спрашивает почему они выбрали тот или иной предмет.
№3. » Кто — кто в теремочке живет?».
Дети встают вокруг обруча. Ведущий предлагает назваться им каким-нибудь животным. Ведущий обращается к каждому ребенку: «Кто- кто в теремочке живет?» Ребенок называет животного, а дети хором называют его ласково. Ребенок входит в обруч.
№4. «Приветик -1».
На большом листе ватмана дети обводят свои ладошки разноцветными фломастерами. Все друг другу помахали ладошками. Ватман вешается на стену на уровне глаз детей.
№5. «Деревцо».
Звучит музыка для релаксации.
Ветер дует мне в лицо — машем ладошками на лицо.
Раскачалось деревцо — раскачиваемся в разные стороны.
Ветерок все тише, тише — пальчик приставить к губам.
Веточки все ниже, ниже — руки плавно опускаются, дети ложатся на коврик.

ЗАНЯТИЕ 2.
Настроение.

Цель: овладение выразительными движениями, овладение навыком произвольных действий.
№1. «Приветик-2».
Дети подходят к плакату с нарисованными ладошками «приветик» и находят свою ладошку по цвету. Ведущий помогает детям найти свою ладошку. Затем ведущий обращает внимание детей на большого плюшевого льва, который сидит в обруче, и предлагает с ним поздороваться. Каждый ребенок жмет лапу льву и называет свое имя ласково.
№2. «Мягкая лапка».
Ведущий берет лапу льва и ласково гладит каждого ребенка по руке со словами: «Анечка хорошая девочка, Вовочка хороший мальчик». Затем ведущий предлагает погладить льва и сказать, какой он хороший.
№3. «Какие мы?».
Мы — козлики — какие вы? — рогатые — показываем рожки.
Мы — ослики -какие вы? — ушастые — показываем длинные уши.
Мы — ежики — какие вы?-колючи — показываем пальцы-иголки.
А мы волчата — ой! — зубастые — покажем зубы.
Ведущий спрашивает детей: «А вы не боитесь волка?»
Мы зайчики — какие вы? — прыгучие — дети прыгают.
№4. «Стрекоза замерзла».
Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе теплый домик. Стрекозе холодно, она дрожит. Ведущий показывает, как дрожит стрекоза, стучит зубами, потирает руки, жалобно просит: пожалейте меня, дайте поесть. Один из детей изображает стрекозу, дети вслед за ведущим «мягкой лапкой» ее жалеют и дают «еду».
№5. «Медвежата».
Звучит музыка для релаксации. «Я — мама-медведица, а вы — мои медвежата». Медвежата потянулись, они устали и хотят спать. Дети ложатся на коврик. Ведущий говорит, какие хорошие медвежата.

ЗАНЯТИЕ №3.
Веселый — грустный.

Цель: выражение веселых и грустных эмоций, ознакомление детей с методами саморегуляции.
№1. «Приветик 3».
Ведущий одевает на руку куклу — львенка и здоровается с первым ребенком: «Приветик, я львенок». — «Приветик, я Анечка». Львенок гладит Аню по руке. Затем ведущий отдает куклу ребенку, и он здоровается со следующим ребенком и т.д.
№2. «Тюльпан».
Жил-был Тюльпанчик. — Ладошками изображаем открытый бутон.
Наступила осень, подул холодный ветер. — Дуем холодным воздухом на ладошки.
Тюльпанчику холодно, он закрывается, ему грустно. — Ладошки смыкаются, лицо грустное.
Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветер. — Дуем теплым воздухом на ладошки.
Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. — Ладошки открываются, нюхаем цветочек, личики радостные, хлопаем в ладоши.
№3. «Тюльпан рисуем».
Ведущий объясняет и показывает детям теплые и холодные цвета фломастеров, объясняет, что теплыми цветами раскрашивают хорошее, радостное настроение, а холодными — грустное, печальное. Затем ведущий показывает два больших листа с нарисованными грустным и веселым тюльпанами и предлагает детям раскрасить их теплыми и холодными цветами.
№4. «Веселые и грустные медвежата».
Дети превращаются в медвежат. Медвежата на празднике в детском саду — веселые, радостные. Но вот праздник кончился, и медвежата загрустили (заскучали по маме). И тут пришла мама и принесла всем новые игрушки. Опять радость и веселье.
№5. «Устали медвежата».
Звучит музыка для релаксации. Медвежата устали, они хотят спать, ложатся на коврик и им снится сон: зеленая поляна, на краю поляны стоят кусты и деревья, а за деревьями прячутся медвежата и смотрят, как на поляне играют детки. Они рисуют веселых и грустных тюльпанчиков.

ЗАНЯТИЕ 4.
Веселый — грустный.

Цель: выражение радостных и грустных эмоций, снятие эмоционального напряжения.
№1. «Ласковый Цыпа».
Упражнение проводится аналогично «Приветик 3».
№2. «Азбука настроений».
Ведущий выбирает из набора карточек всех грустных и веселых персонажей и предлагает детям по очереди выбрать сначала грустных, а затем веселых персонажей.
№3. Ведущий работает в режиме диалога:
А у вас бывает радостное настроение? Когда?
А когда бывает грустно?
Что делают медвежата, когда им радостно?
Ведущий помогает детям с ответами в случае их затруднения: прыгают, поют веселые песенки, дарят подарки, говорят ласковые слова и т.п.
№4 «Праздник у медвежат».
Ведущий делит группу на пары и располагает детей друг напротив друга. «Вы — медвежата, у которых сегодня праздник. Сейчас вы будете дарить друг другу подарки, которые вы держите в лапках.» Ладошки детей смыкаются. Ребенок называет «подарок» и «вкладывает» его в ладошки другого.
№5. «Ласковый ветерок».
Сядем на стульчики. «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще».

ЗАНЯТИЕ 5.
Робкий — смелый.

Цель: знакомство с чувством страха; выражение чувства страха в мимике и пантомимике; овладение приемами преодоления чувства страха.
№1. «Приветик, зайчик!».
Ведущий: » Здравствуйте, сегодня к вам в гости пришел новый герой, но он такой трусишка, что спрятался от нас. Сейчас я вам его изображу, а вы угадаете кто он?» Ведущий изображает зайку. Дети узнают персонаж, а ведущий просит показать, как зайка прыгает, как грызет морковку, как боится (трясет хвостиком и лапами).
№2. «Зайка — трусишка».
Ведущий спрашивает детей: » Чего боится зайка?»
Однажды зайка впервые увидел снег и захотел его потрогать, но он боялся. Как трусишка потрогает снег? Дети осторожно трогают «снег» (скомканную белую бумагу): вытянут руку, уберут.
№3. «Смелый зайка».
Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед.) Не боюсь лисы! (Еще шаг.) Не боюсь снега! (Играют в снежки).»
№4. «Кошка Добрая — кошка Злая».
А теперь я возьму волшебный колокольчик и, когда он зазвенит, мы превратимся в котят. Встаем на четвереньки и изображаем кошку Добрую (голова вверх, улыбаемся, спина вниз) и кошку Злую (голова вниз, спина выгнута, можно порычать). Упражнение повторить несколько раз.
№5. «Котята устали».
Упражнение выполняется также как «медвежата устали».

ЗАНЯТИЕ 6.
Робкий — смелый.

Цель: продолжение знакомства с чувством страха и способами его преодоления.
№1. «Сказка о страхе».
Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: » Жил — был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?
Дети рисуют Страх и показывают его друг другу.
№2. «Сказка о Страхе (продолжение)».
Ведущий продолжает: » Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты.
№3. «Смелый зайка» (см. Занятие 5).
№4. » Зайки устали».
Упражнение выполняется также как «медвежата устали».

II. Тема: Распознавание детьми эмоционального состояния других.

ЗАНЯТИЕ 7.

Цель: овладение навыком распознавания эмоций по графическому изображению.
№1. «Письмо».
Ведущий — «почтальон» раздает детям конверты с пиктограммами животных, отражающими различные эмоции. Дети достают пиктограммы и называют настроение своего персонажа. Затем ведущий просит детей показать такое же настроение.
№2. «Матрешка».
Ведущий делит группу пополам. Одной подгруппе раздаются веселые и грустные матрешки, которые они прячут за спиной, изображая настроение своей матрешки. Другие дети встают напротив и пытаются угадать это настроение. Затем подгруппы меняются.
№3. «Ветерок».
Дети встают в круг. Ведущий предлагает им превратиться в ветерок: «Утром ветерок проснулся и увидел, что день сегодня теплый солнечный. И ветерок закружился плавно, ласково и чуть слышно. Но вот погода испортилась. Сгустились темные тучи, закапал дождь, поднялся страшный ветер… и прогнал тучи. На небе снова выглянуло солнышко, и ветерок успокоился».
№4. «Медвежата устали».

ЗАНЯТИЕ 8.

Цель: овладение навыком выразительности речи.
№1. «Веселый и грустный «Приветик».
Ведущий здоровается с детьми с разным настроением и просит их угадать это настроение. Затем каждый ребенок выбирает себе настроение и здоровается со всеми.
№2. «Зоопарк».
Ведущий выбирает двоих детей и на ушко называет животное (страшный тигр — радостный котенок; радостный щенок — грустный зайка). Дети изображают голосом заданного животного. Ведущий просит угадать: » Кто у нас в гостях: тигр или котенок? Тигр какой?»
№3. «Глупый маленький мышонок».
Ведущий читает стишок, а дети голосом изображают животных.
№5. » У меня есть собака».
Ведущий предлагает детям сказать фразу «у меня есть собака» с разным чувством (радость, страх, удивление, отвращение, грусть).
№4. «Мышата устали».

ЗАНЯТИЕ 9.

Цель: узнавание чувств по выразительным движениям.
№1. «Бабочки и слоны».
Ведущий предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате как слоны и здороваются друг с другом, кивая головой. Затем ведущий предлагает превратиться в бабочек. Дети легко порхают по комнате и здороваются, легко касаясь друг друга кончиками пальцев.
№2. «Времена года».
Ведущий предлагает детям превратиться в деревце. Деревце разное в различное время года.
Лето. Деревца разговаривают друг с другом, шелестя листочками.
Осень. Листья с деревца облетают, дует сильный ветер, который раскачивает деревца из стороны в сторону.
Зима. Веточки на деревце дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.
Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются веселые листочки (показать пальчиками).
№3. «Что делал зайчик?»
Ведущий читает стишок, обращаясь к каждому ребенку. Дети показывают, что делал зайчик.
Зайчик, зайчик, где ты был?
Этот зайчик в лес ходил.
Этот зайчик воду пил.
Этот зайчик суп варил.
Этот зайчик спал в постельке.
Этот плавал в быстрой речке.
№4. «Зайчики устали».

ЗАНЯТИЕ 10

Цель: закрепление навыка узнавания эмоций.
№1. «Коготки и лапки».
Ведущий предлагает детям превратиться в котят и объясняет: «Если у котят хорошее настроение, то у них мягкие, расслабленные лапки. А если котята разозлились, то они выпускают коготки (ручки напряжены)». Ведущий предлагает помяукать котятам: ласково, показывая лапки, и — зло, показывая коготки.
№2. «Слон и мышка».
Ведущий предлагает детям угадать, кого он будет им изображать: слона или мышку. Дети, угадав, должны произнести низким голосом: «О! Какой слон». Или произнести высоким голосом: » Ой! Какая мышка».
№3. «Зайка — храбрый, зайка — трус».
Дети встают в круг. Ведущий на ушко каждому ребенку предлагает изобразить храброго или трусливого зайку, остальные дети угадывают чувство.
№4. «Доктор Цыпа».
Ведущий предлагает детям превратиться в маленьких пушистых цыплят. Ведущий одевает на руку игрушку (знакомую) и говорит, что цыплята внезапно заболели: у кого голова болит, у кого ножка и т.д. (дети выбирают сами). Цыплята стонут, зовут доктора Цыпу и показывают, что у них болит. Цыпа гладит цыпленка, и тот радостно пищит.
№5. «Цыплята устали».

III. Тема: развитие чувства эмпатии, коммуникативных навыков; закрепление знаний об эмоциях.

ЗАНЯТИЕ 11.

Цель: развитие чувства эмпатии, самоконтроля.
№1. «Мама и малыш».
Ведущий раздает детям игрушки и предлагает им побыть мамой для этих игрушек: ласкать их, жалеть, кормить, играть и т.п.
№2. «Дарю цветок».
Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: » Жил — был цветок. Однажды он проснулся от того, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа).
№3. «Дорожка к другу».
Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям.
№4. «Рыбалка».
Дети садятся вокруг обруча с воображаемыми удочками. Каждый из них по очереди вытаскивает «рыбку» и радуется улову.
№5. «Цепочка».
Ведущий предлагает детям превратиться в яркие, красивые бусинки. «А теперь, давайте возьмемся за руки и станем цепочкой». Ведущий предлагает цепочке встать, не разнимая рук. Подойти к окну, столу, помахать ручками на прощанье.

ЗАНЯТИЕ 12.

Цель: закрепление знаний об эмоциях (радость, зазнайство).
№1. «Я люблю есть …»
Ведущий расставляет детей вокруг обруча и объясняет, что он будет называть слова, и если дети это любят, то заходят в обруч.
№2. «Котелок настроения» (радость).
НАСТРОЕНИЕ.
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку.
Там у нас не варенье!
Там наше отличное настроенье!
Ведущий предлагает детям «сварить» радость в котелке. «Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?» Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.
№3. «Зазнайка».
Детям предлагается превратиться в зайца Хвасту. Разыгрывается диалог с каждым ребенком:
Ведущий: » Я умею прыгать».
Ребенок: » Я лучше всех прыгаю».
Ведущий: » Зайка, как плохо хвастаться».
№4. «Послушаем звуки».
Дети садятся на стулья, руки опущены вдоль туловища, спина прямая, глаза закрыты. Ведущий: «Послушаем звуки вокруг нас, за окном, далеко-далеко». Открываем глаза. «Что вы слышали?»

ЗАНЯТИЕ 13.

Цель: закрепление знаний об эмоциях (грусть); развитие навыков общения.
№1. » Фигура замри».
Дети садятся в круг. Руки кладут на плечи друг друга, затем раскачиваются под слова ведущего: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Также повторить несколько раз.
№2. «Котелок настроений» (грусть).
Упражнение проводится аналогично «Котелок настроения (радость)». Варианты ответов: грустное лицо, плохая погода и т.д.
№3. «Кто сказал «мяу».
Ведущий предлагает детям превратиться в котят. Один ребенок встает спиной к группе и угадывает, кто из детей сказал «мяу».
№4. «Письмо — 2».
Каждому ребенку дается конверт с карточкой из «Азбуки настроений». Ребенок должен показать, какое настроение он получил в конверте.
№5. «Послушаем звуки».
В этом упражнении можно предложить детям послушать аудиокассету «Звуки природы».

ЗАНЯТИЕ 14.

Цель: развиваем навыки общения.
№1. «Мирись».
Ведущий предлагает детям вспомнить все способы помириться друг с другом.
№2. «Кто в чем пришел».
Один ребенок встает спиной к группе. Дети по очереди спрашивают его: «В чем я пришел?». Ребенок должен назвать 2-3 предмета одежды или назвать цвет одежды.
№3. «Я люблю».
Дети стоят вокруг обруча. Ведущий говорит фразу: «Я люблю … (что-либо)», тот из детей, кто это любит, заходит в обруч. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего.
№4. «Что болит у зайки?».
Детям предлагается превратиться в зайцев. По очереди «зайцы» показывают, что у них болит. Остальные дети угадывают, что болит у зайки, и жалеют его: «Не боли у зайки …». Все зайки выздоровели и радостно прыгают.
№5. «Послушаем звуки».
Детям предлагается аудиозапись «Классическая музыка для детей». Какое настроение у мелодии?

ЗАНЯТИЕ 15.

Цель: итоговое занятие.
№1. «Бинокль».
Дети делают «бинокль» из пальцев. Ведущий предлагает каждому ребенку рассказать, кого он лучше всего видит в бинокль, и назвать его ласково по имени. Ведущий следит за тем, чтобы в «бинокль» рассмотрели всех детей.
№2. «Любимый персонаж».
Ведущий предлагает каждому ребенку изобразить любимый персонаж из тех, в которые он превращался на занятиях, и назвать его настроение.
№3. «Подарок».
Детям раздаются листы бумаги, карандаши и предлагается нарисовать в подарок рисунок. Затем рисунки переворачиваются, и каждый ребенок вытягивает листок наугад. Если попадается свой рисунок, то он возвращается обратно. Каждый ребенок получает в подарок рисунок.
№4. «Кот и мыши».
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите!
Кота Ваську не будите.
Как проснется серый кот-
Разобьет весь хоровод.
Шевельнул ушами кот-
И исчез весь хоровод.
Игра: Один водящий -кот.
дети («мыши») водят хоровод.
На последних словах «мыши» с писком и визгом разбегаются. Кот ловит нового водящего.
№5. «Мыши устали».

автор Кузнецова Е.К.
(МОСУ)

Оставить комментарий