Мониторинг готовности ребенка к обучению

Мониторинг готовности ребенка к обучению в школе.

Одной из составляющих системы мониторинга является проблема определения
уровня готовности ребенка — дошкольника к обучению в школе и его
индивидуальных особенностей. Результаты мониторинга готовности детей к обучению
в школе позволяют нам выявить особенности психофизического развития детей, с
целью определения индивидуального подхода к ним в процессе моделирования
психолого — педагогической работы в подготовительной группе, а также эффективно
организовать развивающую работу, направленную на профилактику школьной
дезадаптации.
Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в
систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы
образования – нет, поэтому их выбор остается прерогативой дошкольного
учреждения. Следует учитывать, что обязательным требованием к построению
системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в
диагностический комплекс только тех методик, применение которых позволяет
получить необходимый объем информации в максимально короткие сроки.
Анализ различных точек зрения на данную проблему (Л. С. Выготский, В. В.
Давыдов, Д. Б. Эльконин , Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, В.
В. Холмовская, Е.Е. Кравцова и др.), позволяет сделать вывод о том, что существует
несколько взглядов на проблему готовности к обучению в школе. Ряд ученых и
специалистов выделяют достаточным критерием школьной зрелости достижение
определенной степени морфологического развития – биологической зрелости
(определяемой, например, по смене молочных зубов или по наступлению у ребенка
полуростового скачка – увеличением интенсивности роста конечностей). Другие в
качестве критерия называют познавательное развитие, а именно наличие
определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Большинство
авторов считали и считают определяющим уровень психического и прежде всего
личностного развития.
В определении Л.А. Венгера, понятие «готовность к обучению в школе»
звучит как определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать
все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный.
Составляющими этого набора, прежде всего, являются мотивация, личностная готовность в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность[ 2 ].
Р.В. Овчарова определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам как планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их), уровень развития интеллекта[ 3 ]. .
По мнению Л.И.Божович готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [ 1 ].
И. Шванцара характеризует школьную зрелость, как достижение степени в развитии, при которой ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. Компонентами готовности к обучению в школе И. Шванцара считает умственный, социальный и эмоциональный показатель развития [ 4 ].
Сегодня общепризнано, что готовность к школьному обучению это сложный многокомпонентный феномен, характеризующий общее психофизическое состояние будущего первоклассника.
По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др. в структуре готовности принято выделять следующие компоненты: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность [ 5 ].
Личностная готовность включает в себя:

  • формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — школьника (отношение ребенка к учебной деятельности, новому социальному окружению (учителя, сверстники), к школе в целом);
  • наличие учебной мотивации. Учебная мотивация складывается у «будущего школьника» при наличии выраженной познавательной потребности и умении
    доводить начатое дело до конца. Познавательная потребность развивается за счет интенсивности удовлетворения познавательного интереса ребенка.
  • определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
    Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности.
  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению предполагает развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.
Анализируя подходы разных авторов на данную проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе — это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе должен включать:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:
    • общего физического развития;
    • мелкомоторных навыков;
    • крупной моторики (характеристики движений);
    • произвольной регуляции действий;
    • работоспособности.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:
    • восприятия;
    • внимания;
    • памяти;
    • мышления;
    • воображения;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:
    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Анализ значительного количества имеющихся на сегодняшний день методик оценки уровня готовности к школьному обучению, привел нас к выбору диагностики «Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р. Барчук О. И. Она является основой комплекса диагностических методик, входящих в состав системы психолого-педагогического мониторинга готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, так как позволяет, в привычной для ребенка игровой форме отследить уровень развития большинства «учебно-важных качеств», в максимально короткие сроки. В дополнение к данной диагностике, с целью изучения особенностей развития мотивационной сферы мы используем методику «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга. Эти методики составляют основной минимум (инвариантные диагностики). В дополнение к основному минимуму, при необходимости, можно использовать спектр вариативных диагностик1, который включает в себя:

  • Перечень диагностических методик, направленных на углубленное исследование физиологического, личностного и интеллектуального компонентов готовности к школе ;
    1 Подобнее перечень вариативных диагностик представлен в книге Девятовой О.Е. Прохоровой Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе. – М.: Национальный книжный центр, 2011.
  • Диагностический материал по взаимодействию с родителями детей 6-7 лет, по вопросам «готовности к школе».

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М-1968.
  2. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М- 1994.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999.
  5. Шванцара И. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978.

Оставить комментарий