Психологическое сопровождение дошкольников

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования на период до2010 года.

Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника илипровожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться вокружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обученияи видится основная цель психологической практики.

Итак, сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Педагог-психолог МДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
  • психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение.

  1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

  • Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;
  • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе;
  • Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

  • По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2.Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

  •  Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
  • анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
  •       Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

 

Дополнительно:

  • Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива;
  • При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации впланировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
  1. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средне возрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже средне статистического.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Педагог-психологДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, логопедов, лечащего врача и других специалистов.

Обязательно:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования;
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).

Дополнительно:

  • Проведение занятий с детьми других возрастных групп;
  • При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения(выборе комплексной программы) — участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
  1. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. 

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Обязательно:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

Дополнительно:

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного ипрофессионального роста.
  1. Психологическое просвещение и обучение 

 

Цель:создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: 

-актуализация и систематизация имеющихся знаний;

-повышение уровня психологических знаний;

-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данногоДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;
  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;

Дополнительно:

  • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы. Направления работы педагога-психолога в ДОУ разных видов в целом сходны, хотя отличия заключаются в изменении иерархии целей и задач работы специалиста психологической службы.

ДОУ

общеразвивающего вида

ДОУ

комбинированного,

компенсирующего видов

Психологическое просвещение

Психологическая профилактика

Психологическая диагностика

Психологическая коррекция

Психологическое консультирование

Психологическая диагностика

Психологическая коррекция

Психологическая профилактика

Организационно-просветительское направление работы

 

Модели деятельности педагога-психологаДОУ.

Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с воспитателями, родителями идетьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Принято выделять:

  • информационную;
  • пропедевтическую (греч. propaideuo –«предварительно обучаю»);
  • профилактическую (греч. prophilaktikos«предохранительный», «предохраняющий меры»);
  • диагностическую;
  • коррекционную функции психологической службы в системе образования.

 

Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности. В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы педагога-психолога:

I модель: Позиция психолога – «сторонний наблюдатель» за происходящим в детском саду, основная функция – консультативная (информативная и диспетчерская).

II модель: Позиция психолога «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса, основные функции – диагностическая и консультативная.

III модель: Позиция психолога – «активное включение», основные функции – диагностическая, коррекционная и профилактическая.

IV модель: Позиция психолога – «ведущий». Модель включает работус педагогическими установками с позицией педагогических сотрудников иадминистрации ДОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога – диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.

V модель: Позиция психолога – «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательным процесс, организуемый в соответствии с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участниковобразовательного процесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога – диагностическая, профилактическая и пропедевтическая, организационно – просветительская.

В результате, одной из задач моей деятельности как педагога-психолога становится разработка целостной системы взаимодействия с разными участниками образовательного процесса с целью обеспечения их активного участия в разработке и сопровождении программ воспитания и обучения, а также осуществление поиска и апробации форм эффективного взаимодействия педагога-психолога, администрации, педагогов, родителей и детей.
Взаимодействие педагога-психолога с администрацией.

Для создания условий с целью полноценной работы педагог-психолог должен иметь отдельный кабинет, в котором проводится консультативная, диагностическая и коррекционная работы. Эффективность этой работы зависит от тщательной подборки и подготовки диагностических и коррекционно-развивающих материалов, а также технического оснащения. В идеале для реализации основных функций педагога-психолога в кабинете должны выделяться три основных сектора: диагностический, коррекционный и релаксационный.

Диагностический сектор:

Решение задач диагностики особенностей развития детей сочетается с формированием положительного эмоционального климата, способствующего повышению у испытуемых чувства уверенности в себе и мобилизации усилий на преодоление существующих трудностей. Поэтому диагностический центр может быть небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным.

Стены пастельных (спокойных) тонов, на окне –полупроницаемая однотонная занавеска. Мягкие стулья и кресла, небольшой стол, детский стул и стулья, стенд с литературными источниками и информационными материалами. Живая зелень должна дополнять среду и радовать глаз.

Сектор должен содержать:

  • мебель для хранения игрушек, способствующих установлению контакта с детьми;
  • комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп;
  • детские стулья истолы, расположены так, чтобы ничто не отвлекало обследуемых детей;
  • компьютерный набор методик для диагностики (при наличии компьютера и принтера, позволяющего сделать распечатки);
  • ксерокс (если позволяет материально-техническая оснащенность детского сада).

После всестороннего обследования детей, дополненного данными динамического наблюдения, совместно с педагогами и специалистами психолог разрабатывает цикл занятий и в соответствии с этим строит коррекционно-развивающую работу с детьми.

Коррекционный сектор:

Сектор кабинета для коррекционной работы с детьми должен иметь спокойную, нейтральную окраску стен (желательно без лишних украшений), равномерное освещение. Здесь проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, поэтому все должно быть целенаправленным и максимально удобным. При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишнее, отвлекающее детей: картины, игрушки и другие предметы.

В секторе может находиться:

  • мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной литературы;
  • видеотека;
  • рабочий стол педагога-психолога;
  • пакет нормативных документов, регламентирующих работу кабинета педагога-психолога;
  • материалы и пособия для коррекционно-развивающей работы с детьми раннего, младшего и старшего дошкольного возраста;
  • песочница;
  • детские столы истулья, которые должны быть удобны для работы как стоя, так и сидя; лучше – с матовой поверхностью, чтобы она не давала отблесков и не отвлекала внимания детей.

К коррекционному сектору кабинета может примыкать игровое помещение, или так называемая «игровая комната». Иногда она полностью заменяет собой коррекционный сектор. В ее оборудование входят:

  • игрушки из реальной жизни;
  • игрушки для отреагирования агрессии (солдатики, фигурки диких животных, кукла Бобо);
  • игрушки для творческого самовыражения и освобождения эмоций (пластилин, глина, гуашь,кубики).

Игрушки подбираются так, чтобы давать ребенку возможность действовать самому – они не должны провоцировать обращение за помощью к психологу. Они должны быть расположены в строго отведенных для них местах (открытых стеллажах, полках) для того, чтобы маленький посетитель всегда мог достать интересующую игрушку, а постоянство ее места должно внушать ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего мира.

Психологу необходимо позаботиться о том, чтобы здесь была мягкая мебель (диван или кресла), подушки, покрывала, дающие возможность, если понадобится, соорудить тканевый вигвам, чтобы в нем мог спрятаться ребенок, который не сразу может преодолеть свою стеснительность и застенчивость, страх перед контактом с незнакомым человеком. Действительно, игровая комната должна гарантировать ребенку защиту. В том числе – защиту от посторонних глаз.

 

Релаксационный сектор.

Релаксационный сектор кабинета может иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковровое покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для усиления эффекта необходимо подобрать музыку.

После напряженных коррекционно-развивающих занятий дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливает наблюдение за рыбками в аквариуме, струями воды в небольшом фонтанчике или водопаде, просеивание песка, перемывание камешков и ракушек, перебирание и раскладывание по ячейкам желудей, шишечек, фасоли, гороха.

Эффективность релаксационного сектора кабинета также увеличивается при использовании ароматерапии.

На двери кабинета психолога обязательно должен быть вывешен график работы родителей и педагогов, обозначено время работы с детьми. Это позволит постепенно наладить всю систему психологического сопровождения.

При совместной работе с заместителем заведующей по УВР используются следующие виды деятельности:

  • Оказание помощи при составлении годового плана:

Первоначально составляется перспективный план на год, в котором отражается работа по трем направлениям: дети, родители и педагоги. При этом придерживаюсь годового плана учебно-воспитательной работы ДОУ, в разработке которого принимаю участие (с целью формирования психологической культуры педагогов и родителей, вместе с заместителем заведующей по УВР в ходе составления плана согласуется тематика групповых консультаций, подготовка и проведение педагогических советов, семинаров-практикумов).

  • Составление расписания занятий:

Используя составленную сетку занятий ДОУ и опираясь на СанПиН, заместитель заведующей по УВР выбирает в каждой группе время свободной деятельности детей. Далее совместно составляется расписание занятий на весь учебный год (если, конечно, не будет изменений в сетке занятий). Начинаем с тех групп, где работа по коррекции и профилактике охватывает всех детей: логопедические группы и группы младшего дошкольного возраста. Один раз в неделю учителя-логопеды работают во вторую смену и в этих группах с утра есть свободное время. Далее составляется расписание занятий для детей первых и вторых младших групп. В остальных возрастных группах коррекционно-развивающая работа с детьми ведется только с теми, кто по результатам диагностического обследования нуждается в помощи педагога-психолога. Но время в расписании на эти группы также подбирается, потому что диагностическое обследование проводится со всеми детьми. Далее, опираясь на составленное расписание занятий, проводится работа с детьми согласно годового плана, будь-то диагностическая, профилактическая или коррекционно-развивающая работа.

Взаимодействие педагога-психолога с детьми, воспитателями и родителями.

После составления годового плана и расписания занятий начинается основная работа педагога-психолога – это взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

  •  На практике диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу родителей, педагогов и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей и педагогов, а также по проведению коррекционно-развивающих занятий.

В нашем дошкольном учреждении диагностическое обследование проводится два раза в год (согласно годового плана): сентябрь-октябрь и апрель-май. Остальное время диагностика проводится по запросам родителей, педагогов и администрации. Ребенок обследуется как бы с трех сторон: как он ведет себя дома (родители, начиная со средних групп, заполняют анкеты с целью выявления проблем в поведении своих детей); как чувствует себя в коллективе (воспитатель заполняет анкету с целью выявления негативных черт характера и преобладающего эмоционального состояния в группе). И диагностика педагога-психолога, при проведении которой используются различные методики с целью выявления уровня развития познавательной, эмоционально-волевойи личностной сфер. В начале проводится работа с воспитателями по организации диагностического обследования детей, знакомство с целью ее проведения. Разрешение со стороны родителей не требуется, т.к. психологическое сопровождение прописано в Договоре между родителями и ДОУ. Проводится диагностика с детьми групп среднего и старшего дошкольного возраста, а также с детьми логопедических групп. Работа с детьми проводится индивидуально, согласно составленного расписания занятий.

По результатам диагностического обследования составляются рекомендации, с которыми родители и педагоги в последствии знакомятся. Все что рекомендовано в диагностической карте, прописывается в папке взаимодействия педагога-психолога с группой. Родители знакомятся с результатами диагностики и рекомендациями в индивидуальном порядке. Выполнение рекомендаций педагога-психолога прописано в должностных инструкциях воспитателей.

С детьми, которым по результатам проведения диагностики требуется помощь педагога-психолога, проводятся подгрупповые (в кабинет вмещается максимум 6 человек) или индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся согласно годового плана с ноября по март месяц.

В группах младшего дошкольного возраста начиная с сентября с родителями также проводится анкетирование, в результате которого узнаются индивидуальные особенности вновь поступающих детей. По результатам анкетирования составляются рекомендации воспитателям и родителям для облегчения адаптационного периода. С этой целью с сентября по декабрь проводятся развивающие занятия с использованием методического пособия А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», а также наблюдение за детьми в этот период.

С января по май, используя диагностический набор для обследования детей дошкольного возраста Е.А. Стребелевой, проводится диагностическое обучение детей первой и второй младшей группы с целью обследования познавательного развития детей.

Также внашем детском саду организована работа клуба «Заботливая мама», где родители обсуждают наболевшие проблемы, находят ответы на свои вопросы, делятся опытом друг с другом.

Взаимодействие педагога-психолога с узкими специалистами.

Так как в нашем детском саду есть  логопедические группы, то была организована работа по взаимодействию педагога-психолога с учителями-логопедами, воспитателями логопедических групп, музыкальными руководителями и инструктором по ФК:

  • Разработаны виды деятельности, направления работы, где прописана диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми, информационно-консультативно-просветительская работа с родителями и воспитателями;
  • Прописаны основные задачи работы учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по ФК с воспитателями, детьми и родителями логопедических групп;
  • Разработан план работы педагога-психолога по взаимодействию с учителями-логопедами, воспитателями, родителями и детьми логопедических групп;
  • Разработаны направления и задачи коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми, где на первом месте стоит профилактика и преодоление нарушений личностного развития, а на втором – развитие познавательных способностей;
  • Разработаны рекомендации по темам учителей-логопедов для работы с детьми.

В последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. Эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» и может привести к отклонениям в формировании личности даже при наличии не резко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, только около 80% родителей адекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, чтосущественно затрудняет формировании у первых – позиции сотрудничества сперсоналом детского сада, у последних – устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей.

Таким образом, особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педагога-психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и в группе детского сада.

Оставить комментарий